Мои работы

Человек и компьютер

Вернуться к списку работ ::::: на главную
 

 

Гениальный японский аниматор Хаяо Миядзаки как-то сказал «Зачем использовать компьютер для того, что можно сделать руками». Многие из нас не согласятся с высказыванием мэтра и будут правы. Зачем тратить драгоценное время, которого всегда не хватает на задачи, которые может выполнить и железный ящик с кремниевым наполнением? Драгоценный помощник заменит корректора, редактора и фото-редактора в нелегкой журналистской жизни. Уже трудно представить, как еще лет 40-50 назад репортеры обходились блокнотом и ручкой, фотографы - ручной фотокамерой. Каким образом умудрялись они снимать потрясающие кадры, остается только удивляться. Работу фото-редактора в те незапамятные времена вообще трудно представить. Есть ли жизнь без Фотошопа, а если есть - то какая она, жалкая и убогая, или наоборот интересная и бросающая вызов. Но все эти вопросы уже не стоят перед современным журналистом. Давно отброшен старый заслуженный блокнот, и карандаши давно затупились. Диктофон, цифровой фотоаппарат, переносной компьютер и постоянный доступ в Интернет - вот будни сегодняшнего репортера. Чтобы иметь возможность пользоваться всеми благами цивилизации и выполнять свои профессиональные обязанности в полной мере, журналист, конечно же, должен уметь обращаться с современной техникой. В первую очередь, с персональным компьютером, превратившимся из экзотики в привычный рабочий инструмент. Даже в ВУЗах, подготавливающих будущих журналистов, обучению работы с ПК посвящено не меньше времени, чем теории профессии или основам языка. Но без первоначальной подготовки - такие занятия ничто. Первоначальную подготовку дает школа. В тетрадках появляются первые рисунки с пояснениями, где на них «компьютир», а где «манетор». Но детям еще неинтересен ПК как рабочий инструмент, они используют его как игровую приставку. Квейки, Симзы и прочие кибер-персонажи на первых порах притягивают к монитору будущего журналиста. Когда он подрастет, его будут учить пользоваться текстовыми редакторами и табличными процессорами. Слава богу, в наше время уже нет того разнообразия, что было в начале или еще в середине 90-х. Спасибо компании Microsoft за монополизацию рынка. Трудно себе представить компьютер, на котором не установлена Windows, так же как и трудно представить не Microsoft Word, а другой текстовый редактор. Это сильно облегчает задачу преподавателям ВУЗов. Типовой набор инструментов начинающего журналиста давно известен и определен. Операционная система Windows, офисный пакет Microsoft Office и графический редактор Adobe Photoshop. Техническая база и наличие квалифицированных преподавателей не заменят качественных и желающих учиться студентов. Любая талантливая педагогическая программа обречена, если не находит отклика и интереса в своей аудитории. И тем более, программа не будет успешной, если не найдет «своей» аудитории. Стоит сказать, что текущая методика отбора абитуриентов в ВУЗы не позволяет оценить уровень их компьютерной грамотности. Опытный пользователь в группе может сидеть за одной партой с неопытным новичком, для которого компьютер и работа с ним - приключение с множеством неизвестных. Разбивка учебных потоков на группы по подготовленности, к сожалению, не практикуется в современных российских институтах и университетах. А жаль, потому что именно на самого отстающего студента, как правило, ориентируются преподаватели, год за годом повторяя одну и ту же, не всем интересную, учебную программу. Страдает от этого, в первую очередь, качество обучения самых продвинутых и быстро схватывающих студентов. Вынужденные притормаживать в процессе освоения материала и ждать своих менее восприимчивых коллег по парте, они теряют драгоценное время, за которое могли бы освоить новый материал или закрепить пройденный. Только индивидуальная система обучения и разделение студентов по мини-группам в зависимости от компьютерной грамотности поможет решить эту проблему. Другой основной проблемой обучения по специальности «журналистика», является длительный срок преподавания, в общем, одной и той же учебной программы. Конечно, преподаватели стараются учитывать и последние нововведения и изменения в журналистике, но при этом остаются стесненными прокрустовым ложем старой программы. Из упущенных направлений в современной журналистике можно назвать широкий спектр так называемой сетевой журналистики, основным каналом которой остается Интернет. Высокая скорость и оперативность подачи информации задают совершенно иной тон, чем новостная журналистика на телевидении, радио или в газетах. Возможность непосредственной реакции публики на информацию, появляющуюся в сети Интернет, и умение общаться с людьми также не входят в учебные программы ВУЗов. К сожалению, отсутствие репортерской школы в социалистической журналистике привело к практически полному отсутствию навыков прямого репортажа у современных журналистов. Только фронтовая журналистика нашла в 90-х благодатную почву в многочисленных конфликтах, сотрясавших социалистический лагерь. При этом отсутствие преподавания навыков и умений настоящего репортера служит плохую службу будущим журналистам. Умение подать свежую информацию из гущи событий, умение преподнести как картинку, так и печатное слово у современного репортера неотрывно связано с последними техническими новинками. Поэтому, в информатике были бы не лишними курсы работы с современными средствами ориентирования (GPS), коммуникации, фиксации информации. Профессия журналистка, как никакая другая, связывает человека и все, что происходит вокруг него. Главная цель преподавания журналистики – это дать человеку, как практические знания и умения, как выражать свои мысли для публикации, так и дать ему нравственные задатки того, что значит быть настоящим журналистом. Главной же целью преподавания информатики – это освоение компьютера, который должен стать помощником для журналиста в его нелегкой работе.


Hosted by uCoz